NightFox 04 янв 2014, 03:40
«До» пока ещё нет, но подвижки устойчиво ведутся и есть вагон отрицательного опыта по разным проектам (не только игровым), так что отпишусь пока нашлось время.
Небольшое отступление. На голом энтузиазме почти невозможно сделать полноценную успешную игру и дело тут не в том что надо платить своей команде (а можно не платить при высоком доверии и разумных условиях), а в том что помимо этого есть куча расходов совсем в начале не видных и вряд ли для всего у вас найдётся человек в команде или доброволец со стороны. От проекта конечно зависит, но в достаточно крупных это всегда так.
Всё просто.
1. Если в команде один лидер и у него есть достаточно денег, то он оплачивает труд остальных членов команды по отдельным не долгосрочным задачам (большая задача разбивается на кучу небольших) с предоплатой.
2. Если в команде виднеется несколько лидеров и все имеют достаточно денег — они берут и вместе создают ООО в которое вкладываются и внутри которого работают, дальше они уже оплачивают труд остальных (с предоплатой) кто не состоит в доле.
3. Честно предлагается поработать на портфолио и для опыта, а там уже при хорошем раскладе возможны перспективы влиться в команду для работы над следующими проектами (глупо раскидываться хорошими кадрами), получить проценты с доходов или разовую выплату и т. д. Но это никто не гарантирует, как и он(а) не гарантирует что пробудет долго в проекте и будет работать на него всё время. Опять же тут важно делить работу на мелкие задачи и не стоит здесь давать какие-то сложные задачки, если конечно человек их сам не просит.
4. Собрать команду на энтузиазме сумев замотивировать людей, достичь с ними достаточно высокого уровня доверия и предоставим им выгодные условия.
И никто уже параноидально не думает кинут их или нет (а слабые сомнения всегда возможны и на них стоит забить).
Есть ещё подварианты, но думаю основных достаточно.
По 2 и 4 пункту отдельно (хотя это отчасти касается и других):
Коммерческую игру стоит делать только с проверенными людьми. Друзья, пусть даже они живут в другом городе, но с которыми вы прообщались как минимум несколько лет. Могу допустить что может попасться при поиске случайный человек и сразу всё получится, но это должно быть хорошее везение, а так начинать надо с теми с кем у вас уже есть доверительные отношения, которые при том желательно были проверены в деле (некоторые люди на деле становятся другими, ненадёжными, вы должны доказать что вы надёжны). Хороший приятель даже живущий в вашем городе может потом испариться и перестать отвечать на мобильный телефон (хотя нельзя исключать что человек может пропасть и не по своей воле — на это тоже надо рассчитывать). Да кстати, если даже человек живёт в другом городе связь должна быть и голосом (мобильный телефон очень желательно), ещё лучше видеть друг друга и при возможности пересечься, чем больше знаешь контактов тем лучше, это повысит обоюдно доверие. Все обещания и заверения что человек хочет делать игру до победного запросто могут быть пустые, пусть и на вид выглядят искренними (ну на тот момент это может быть действительно правда, но так как человек может оказаться непостоянным это со временем может в корне измениться).
Если человек тянет с чем-то слишком долго и кормит обещаниями, можете уже забыть о его ключевом участии в разработке (такие люди ещё могут оставаться полезными и делать что-то по мелочам или подсказывать, но кашу с ними не сваришь), они так кормить ими могут долго. Лучше сразу забить и передать работу другому, тут человек может повозмущаться и заверить что всё сделает, но скорее всего получится на выходе что-то кривое впопыхах сделанное либо человек продолжит кормить обещаниями и/или может потом исчезнуть. Здесь нужно быть решительным. Иначе потом это выльется в демотивацию вас и окружающих — потеря времени, ненужное выяснение отношений (которое тоже съест время).
Люди в вашей команде должны быть уверены что вы тоже не пропадёте, видеть ваши намерения, лучше всего это показать собственными вложениями, не только работой, но и потраченными на дело деньгами (это замотивирует дополнительно и вас и других — не зря же деньги потратили). Стоит поддерживать связь и не пропадать надолго (двух дней уже достаточно), а если такое предвидится не забыть всех оповестить чьё доверие вам важно.
Игрострой требует тех людей кто жёстко поставил себе цель довести дело до конца и делает это с умом, надёжных, достаточно усидчивых, тех кто может противостоять серьёзным трудностям.
Ещё, если вы лидер и хотите сделать свою игру, но по обстоятельствам у вас это не получается, а в вашей команде есть люди (как правило явные/неявные лидеры) которые тоже хотят сделать свои игры, можете поставить себя в неожиданную ситуацию — выберите ту игру что вам по душе (и вы чувствуете что сможете её сделать) того человека что кажется вам надёжным и начните делать его игру, при этом вы можете оставить при себе лидерство как организатора (если в этом ещё есть смысл), но перестать быть главным игровым дизайнером, перейдя в разряд помощников (влияние есть, но последнее слово уже за другим человеком). Это может удивить команду и будут вопросы, но это автоматом поднимет доверие и вам самому этот опыт очень не помешает.
К лидерам вообще требований в разы больше — уметь ладить с людьми, решать конфликты в команде, важно разбираться во всём что касается разработки игры хотя бы на базовом уровне, в идеале всё это уметь ещё делать самому, либо на каждое направление иметь лидеров.
Если вы хотите делать игры на здоровом энтузиазме вам придётся учитывать чужие интересы, ибо денежного рычага на людей у вас нет. Это с одной стороны хорошо — люди почти не скрывают своё отношение и рубят правду-матку во многих случаях пресекая разные косяки (в случае денежных отношений нужно поработать над раскрепощением), а с другой конфликтов (которые не все на самом деле по делу) гораздо больше и на их решение может уйти не мало времени, нужно уметь их решать оперативно или если они касаются не существенных вещей, откладывать на потом. Не нужно слепо доказывать свою правоту, в спорах нужно сохранить дружественную атмосферу.
Вообще есть такая тема — чем больше в команде явных/неявных лидеров тем более она плодовитая, продуктивная и в конечном итоге успешная, но она и более взрывная, проблемная, удержать людей тяжело, где-то порой нужно идти на компромиссы и уступать или искать обходные пути (по части вкусов без этого невозможно).
Важно набирать людей с которыми у вас есть психологическая совместимость — достаточно для продуктивного взаимодействия сходятся характеры и взгляды на жизнь. В случае с лидерами это крайне важно. Понятное дело что всегда будут различия, но они не должны быть слишком сильные чтобы мешать разработке игры.
Тут ещё про организацию можно написать многое, но это тянет на статью, может быть потом напишу.