По видео. В плане оптимизации способ совсем не хороший для создания колайдеров, лучше это делать примитивами. Рид/врайт тоже ни к чему, а ресурсы подгребает. Ну и по последнему вопросу, скорее всего клипинг камеры обрезает near, плюс импорт модели не с тем скалингом, вот и весь еффект.
Я уверен, большинство вопросов будут автоматически отпадать, если стараться самому найти решение, а не ждать, пока разжуют. Я на 99% своих вопросов нахожу ответ элементарно погуглив, введя "unity3d" в качестве первого ключевого слова, ну и делая запросы на английском, само собой. Да и русских туториалов по основам на ютубе полно, не то что 2-3 года назад, когда я вообще по немецкому туториалу знакомился с Юнити, хотя по немецки я только до 3 считать умею.
П.С. У камеры своей в Clipping Planes в near выставь минимальные 0.01 + модели отмасштабируй до более реальнных размеров